Обсудим здесь разновидности, технологии и оборудование, которые присутствуют в процессе проведения краш-тестов.
Сделаем это на примере Insurance Institute Highway Safety, сокращённо IIHS. Организация эта проводит независимые испытания по заказам страховых компаний. Эти краш-тесты, довольно жёсткие, используют широкий спектр методов тестирования, современное оборудование технологии проведения, фиксирования результатов и соответствующего анализа их.
Этот, негосударственный, по нашим понятиям, научно-исследовательский институт, проводит испытания и создаёт независимую, шкалу безопасности автомобилей. IIHS в числе первых начал моделирование уже происшедших автоаварий с участием в них различных типов и марок машин (внедорожников, автобусов, грузовиков).
Основными в перечне испытаний организации присутствуют следующие виды:
- Фронтальный краш-тест, столкновение лоб в лоб.
- Удар под углом
- Испытания при боковом столкновении.
- Испытание функциональности бамперов.
Испытание может, проводится комплексно, то есть по нескольким пунктам этого перечня. Оцениваются результаты по четырёхбалльной системе — «хорошо», «приемлемо», «крайне приемлемо», «плохо».
В 2006 г IIHS внедрил для оценки испытуемых автомобилей присвоение статуса — «лучший выбор безопасности». Получить его можно, удостоившись трёх оценок "хорошо", по результатам проведённых испытаний, причём автомобиль, должен быть оснащён ESN. В 2008 г Toyota Tundra приобрела такой статус. Acura MDX, Ford Fusion и Volkswagen Passat стали лауреатами в 2009г.
Основной составляющей краш-теста является почти всегда новый автомобиль, который и подвергают различным столкновениям. После испытаний вряд ли какие-то из них попадут в скупку битых автомобилей. Но есть и другие компоненты этих испытаний.
Фронтальный краш-тест IIHS (Insurance Institute for Highway Safety) проводится на скорости 64 км/ч. Машина разбивается о сминаемое препятствие со смещением, имитирующий капот встречного автомобиля — так же как и в европейских тестах EuroNCAP. Такое испытание ближе к реальной действительности, чем краш-тесты, которые проводит NHTSA (Национальная администрация дорожной безопасности). (NHTSA бьет машины строго «в лоб» о бетонную стену, разгоняя их до 56 км/ч).
К сожалению, такие экземпляры потом не идут на выкуп авто и в мастерские. Их ремонтируют и используют снова. Для проведения столкновений различных по силе и направленности, понадобились устройства для разгона автомобиля и платформ имитирующих других участников столкновения. Стоит помнить и о манекенах, цена которых исчисляется десятками тысяч долларов. Кроме этого необходимо, построить треки для прямолинейного и кругового разгона. Все эти сооружения требуется увязать с многочисленными электронными и компьютерными системами.
Поэтому можно сделать заключение, что исследования обходятся конечным потребителям не дёшево, но жизнь и здоровье людей оценить в деньгах не возможно. По результатам испытаний, создаются более безопасные автомобили,и поэтому статистические показатели ущерба от автокатастроф в мире, если не снижаются, то и не растут, несмотря на рост общего числа автомобилей.
Будем надеяться, что нам повезёт приобрести авто самого высокого статуса и чувствоваться на дороге в безопасности.