
«Две трети автовладельцев из числа тех, на кого распространяется действие коэффициента по возрасту и стажу вождения в ОСАГО, получат скидку на страховку после применения новых подходов к расчетам, предложенных Банком России» — президент РСА Игорь Юргенс.
В ближайшем будущем рядовой водитель столкнется с очередным нововведением в области автострахования. Страховой полис «ОСАГО» изменится в цене. Насколько? Коэффициент будет зависеть от возраста и стажа водителя.
«ОСАГО» сегодня – как производится расчет стоимости?

Формирование цены на полис происходит следующим образом: берется базовая ставка и умножается на коэффициенты, предусмотренные компанией страховщиком в рамках российского законодательства.
Используются 4 коэффициента
РЕГИОНАЛЬНЫЙ
БОНУС-МАЛУС
МОЩНОСТИ
ВОЗРАСТА И СТАЖА
Перед тем, как посчитать коэффициенты возраста и стажа, специалисты рассматривают два возрастных отрезка:
- до 22-х лет
- старше 22-х лет
Молодые водители, стаж вождения которых составляет меньше 3-х лет, получают максимальный коэффициент равный 1,8. Стаж более 3-х лет немного уменьшает его до 1,6.
Все водители после 22-х получают коэффициент 1,7, если их стаж менее 3-х лет и 1, если он превышает это значение.
Такое деление нельзя назвать справедливым. Ведь после 22-х лет любой стаж, превышающий 3-и года, считается равным между собой.

«В действующей сейчас системе для опытных водителей нет скидок, а для молодых водителей есть небольшой повышающий коэффициент, т.е. опытные водители платят за молодых водителей, у которых высокая убыточность» — президент РСА Игорь Юргенс.
Новая система коэффициентов – кто заплатит больше?
Планируемое нововведение исправит сложившуюся ситуацию. Гибкий набор коэффициентов создаст условия для адекватной оценки каждого водителя страховой компанией. Проще усвоить новые оценки позволит простая таблица:
Возраст, лет/ Стаж, лет | 0 | 1 | 2 | 3-4 | 5-6 | 7-9 | 10-14 | Более 14 |
16-21 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | ||||
22-24 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,55 | |||
25-29 | 1,8 | 1,8 | 1,78 | 1,52 | 1,31 | 1,22 | 1,16 | |
30-34 | 1,66 | 1,64 | 1,52 | 1,3 | 1,12 | 1,05 | 0,99 | 0,93 |
35-39 | 1,48 | 1,46 | 1,35 | 1,15 | 0,99 | 0,93 | 0,88 | 0,83 |
40-49 | 1,37 | 1,35 | 1,25 | 1,07 | 0,92 | 0,86 | 0,82 | 0,76 |
Старше 49 | 1,18 | 1,17 | 1,08 | 0,92 | 0,79 | 0,74 | 0,71 | 0,66 |
Как видно, значение 1,8 будет присвоено водителям младше 24-х лет в случае, если стаж вождения не достиг 4-х лет. Оно коснется и водителей новичков с опытом не более года в возрастном диапазоне от 25 – 29 лет.
Для взрослых и опытных водителей предусматриваются коэффициенты много меньше 1. Минимальное значение 0,66 получат владельцы с опытом более 14-лет, достигшие возраста 50 и более лет.
Из приведенных данных хорошо видно, что с вступлением изменений в силу, молодые и неопытные водители будут платить намного больше, чем остальные. Ну, а многие взрослые владельцы авто со стажем вождения более 5-и лет могут рассчитывать на существенную скидку.
Нововведения в цифрах –10-ть млн компенсируют плату остальных 18-и

Что произойдет с оценкой стоимости «ОСАГО» в целом понятно. Но как это отразится на владельцах в цифрах?
По данным РСА в течение года количество договоров по данному виду страхования достигает 38 млн. Из них сделок с юридическими лицами и клиентами с особыми условиями страхования (без ограничения по количеству водителей) – около 9,8 млн договоров.
Получается, что нововведения заденет лишь 29 млн автомобилистов. И только для 10,6 млн предусмотрено повышение. Остальные могут надеяться на скидку или на продолжение работы со страховой компанией без изменений в стоимости полиса.
Баланс на грани или что будет со страховщиками?
Экспертные мнения сходятся в том, что новые правила отлично сбалансированы, что позволит дать многим водителям существенную скидку, которая никак не скажется на общем доходе страховых компаний.

«В результате изменений средняя премия не меняется, но подходы к расчетам становятся более справедливыми», – президент РСА Игорь Юргенс.

«Здесь нельзя говорить только о скидках. Есть задача сделать тарифы более сбалансированными так, чтобы квалифицированный и аккуратный водитель не переплачивал за полис, а тот, кто водит безответственно и отчаянно, платил в соответствии со своих психотипом и характером», — заместитель директора компании РЕСО Игорь Иванов.
Влияние нарушений на стоимость ОСАГО

В ближайшее время будет рассмотрено обращение Российского союза автостраховщиков в Центробанк, в котором предложено ввести коэффициент увеличивающий стоимость «ОСАГО» для злостных нарушителей.
Введение нового правила предполагает тесное взаимодействие с информационной системой МВД. Получая информацию о грубых нарушениях ПДД, страховые компании смогут изменить общую цену на страховой полис.
Планы на будущее – к чему готовиться рядовому водителю?
Помимо справедливого оценивания ведется активное обсуждение не менее важных вопросов, регуляторы рынка предложили:
- отменить региональные коэффициенты;
- упразднить коэффициенты мощности;
- дать страховым компаниям право на самостоятельное регулирование цен;

«Со временем ЦБ разрешит устанавливать тарифы самостоятельно, и тогда мы будем на основе знаний о клиенте давать ему индивидуальное предложение, учитывающее много факторов. Но его страховая история будет храниться очень строго в каждой компании», – заместитель директора компании РЕСО Игорь Иванов.
Как видно, все еще есть много нерешенных вопросов. Обычному обывателю лишь остается держать руку на пульсе и стараться не упустить из вида важных изменений в страховании в целом.